Перші переможці на місцевих виборах від Єдиного Центру

Перші переможці на місцевих виборах від Єдиного Центру

За попередніми даними серед єдиноцентристів вже є перші переможці на виборах до місцевих рад.

Публікаціявсі друкуватиДрукувати

Нас ждет режим суровой экономии
2009-12-04 13:43:00

Нас ждет режим суровой экономии

Поражением завершилась битва правительства Юлии Тимошенко за выделение 1 млрд. грн. на подготовку грядущей якобы страшной второй волны гриппа. Премьер-министр очень расстроилась. Да оно и понятно: предвыборных обещаний роздано вагон, а вот деньги под них уже давно в пору скрести по дну госбюджета. Своим видением, что год грядущий готовит местным советам в финансовом плане, поделился Александр Николаевич Решетка - бывший глава комиссии по экономике, бюджету и финансам Днепропетровского облсовета, член Аудиторской Палаты Украины, а ныне – директор ООО «Тритон» и член совета Днепропетровской областной организации Единого Центра.

- Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, кому и почему не выгодно принятие государственного бюджета на 2010 год?
- На мой взгляд, не выгодно всем политическим силам, которые претендуют на выигрыш в президентской гонке. Причем, по разным причинам.
Причина общая – потому что каждый, если будет избран новым Президентом, попытается создать свое большинство в Верховной Раде, и уже с помощью этого большинства он будет создавать новый проект бюджета и утверждать вариант, наиболее соответствующий его политической программе. Если же бюджет принять на той элементной базе, которую предлагает правительство сегодня, тогда его будет тяжело подстроить. Бюджетным кодексом уже задействованы такие механизмы, как регулировочные виды налогов, которых может просто не хватить, чтобы переиграть бюджет в таком виде, в котором он будет выгоден новоизбранному Президенту.
- А что ожидает в таком случае местные бюджеты?
- Местные бюджеты отражают общегосударственные тенденции, они не могут в корне отличаться по той простой причине, что управление ими и регулировка происходит практически вручную, и в соответствии с этим перераспределение ресурсов идет через центр, через Киев, а не так, как предусмотрено законодательством, что это должно формироваться на местах. Поэтому местные бюджеты будут точно таким образом выполняться в соответствии с той временной сметой, которая будет утверждена. А это чревато тем, что у правительства в первом квартале нового года случится полный бюджетный и финансовый коллапс, поэтому введут режим суровой экономии. То есть будут финансироваться только защищенные бюджетные статьи – зарплаты, медикаменты, ну и питание для больниц. И то, питание – это еще под вопросом.
- То есть, получается, что те проекты, которые местные власти закладывали, зависнут в воздухе?
- Конечно! Если говорить о том, что будут какие-то капитальные вложения, капитальные ремонты, какой-то бюджет развития. Да, его можно нарисовать на бумаге, да, наверное, он и будет таким образом нарисован, и кто-то будет рассказывать, что это все финансируется. На самом же деле финансироваться не будет ничего, потому что ресурсов попросту нет. Я уже не говорю о том, что непринятие бюджета произошло по одной единственной причине: он сформирован на незаконной основе. Способность регионов распоряжаться финансовыми ресурсами на местах возможна лишь при условии реформы органов местного самоуправления. До сих пор ведь остается непонятным, каким образом распределять средства по селам и поселкам. А к той схеме, которую предложило правительство Юлии Тимошенко, существует ряд вопросов и замечаний, то есть она требует доработки.
- Тогда не зря Президент наложил вето на принятие этого бюджетного проекта?
- Конечно, не зря. Наш Президент в масштабах Украины – выдающийся, не побоюсь этого слова, экономист. Человек, который знает и бухгалтерию, хотя его за это почему-то осмеивают, и финансы, банковское дело. Еще когда он работал в Нацбанке, я попал на одно из совещаний и слышал его выступление. Так вот, я был искренне удивлен его глубине познаний в бюджетных вопросах. Сейчас он просто прекрасно видит и понимает, куда эта кривая с бюджетом-2010 выведет и какие последствия будут для страны.
Увы, есть определенная группа политиков, живущих сегодняшним днем. Они решают проблемы по мере их поступления. Я считаю, что с бюджетом в такие игры играть недопустимо.
- Такая же ситуация и с выделением 1 млрд. грн. «на грипп»?
- Безусловно. В этом плане правы «регионалы»: на сегодняшний день бюджетные механизмы не позволяют эти деньги использовать в полном объеме до конца года, следовательно, неиспользованный остаток, - если вообще не всю сумму – можно будет пустить на совершенно другие цели. И хорошо, если бюджетные.
- Почему тогда Премьер-министр так настойчиво его выбивает?
- У правительства сложилась острая нужда в финансировании. Ресурсы, которые попадут в поле зрения Кабмина, позволят как-то более-менее уравновесить ситуацию в стране. Миллиард – это такая себе палочка-выручалочка, подарок судьбы, если хотите. Хотя, снова подчеркиваю, это временная мера. Если посмотреть в перспективе, то этот злосчастный миллиард лишь навредит экономике страны.
- Александр Николаевич, как только грянул кризис, все эксперты в один голос трубили, что осенью начнется вторая волна, еще более сильная…
- Я прогнозировал, что к концу года гривна очень сильно упадет, а вырастут мировые валюты – доллар, евро. Но сейчас происходит обратное, и я могу прокомментировать только так, что это происходит за счет ресурсов Нацбанка. У каждой страны есть золотовалютный резерв, он позволяет регулировать национальную валюту по отношению к мировым, держать курс в узде. Сейчас еженедельно выбрасывается 200-300 млн. на то, чтобы удержать этот курс. Но сколько резерва осталось в распоряжении Нацбанка и сколько еще денег мы сможем прокурить, чтобы удержать гривну в рамках? И стоит ли овчинка выделки? Только для того, чтобы поддерживать имидж Кабмина? В целом же это тормозит развитие экономики Украины.
- Получается, кроме Нацбанка, другого источника удержать гривну от обвала нет?
- Если вы обратили внимание, то за последнее время выделили миллиард на «Евро-2012», хотели миллиард гривен бросить на подготовку к борьбе с гриппом, еще 12 млрд. на то, на се… А печатный станок ведь просто так не работает! Процедура следующая: в один из избранных банков эмитируют какие-то ценные бумаги, их выкупает Нацбанк, дает этому банку живые деньги, которые потом куда-то уходят. То есть любая операция, с какого бы конца она не начиналась, все равно завершается в Нацбанке. Опять же, возвращаемся к мысли: а где дно колодца? Уже пошли разговоры о том, что давайте за счет предполагаемой прибыли Нацбанка профинансируем этот миллиард… Видимо, финансовых ресурсов уже не осталось. Есть какая-то финансовая критическая точка, ниже которой руководство Нацбанка, даже если их будут к стенке ставить, не опустится, потому что это будет преступление перед нацией. А речь идет о том, что давайте-ка съедим будущие прибыли. Это неправильно, потому что у банка есть свои собственные цели, расходы, он должен развиваться.
- До выборов все останется зыбким и непонятным…
- Да и после будет непонятно. До выборов гривна вот такими героическими усилиями Нацбанка еще продержится, а вот что будет после… Я даже не берусь прогнозировать. Похоже, грядет громкий обвал гривны.
- Дефолт? Инфляция?
- А как вы думаете? Нужно ведь платить по счетам. А мы набрались займов от МВФ на текущие, бюджетные расходы, при этом говоря, что спасли страну. Да мы просто переложили собственные проблемы на плечи другого правительства, другого президента, которому нужно будет это решать. Конечно, можно после сидеть в кустах за роялем и рассказывать, что вот когда мы были, у нас все было хорошо, все финансировалось, а у вас все плохо.
- Значит, будущему правительству не позавидуешь? Ему достанется еще хуже ситуация, чем сейчас…
- В результате все свалится на наши с вами головы. Правительство – это всего лишь механизм управления, а платить будем мы, наши дети и внуки.
- Как бы Вы посоветовали вести себя бизнесменам сейчас?
- В кризисный период механизмы известны – затягивай поясок и дыши не так часто. Это что касается расходов. А по поводу доходов, то бизнесмены не хуже меня знают, что сейчас нужно менять вид деятельности на ту, которая может принести хоть какую-то прибыль – торговлю, продукты питания, водоснабжение, ЖКХ.
Если бы мы заемные деньги направили, к примеру, в дорожное строительство, то получили бы неэмисионные источники дохода и, наверное, к «Евро-12» были бы построены дороги, по которым можно нормально ездить, не убивая свою машину.
Опять же, продали «Криворожсталь». Почему бы на эти деньги не поострить аналогичный завод, современно оборудованный, только намного меньше по размеру, но более эффективный по производству, который был бы в собственности государства? Ведь проели их! Направили в бюджет - и съели.
- А продавать больше нечего?
- Разве что припортовые заводы, аммиачную трубу и газовые трубы – все, больше нечего. Ну и земля.
- Да, до земли подбираются…
- Как по мне, то земля в этой ситуации как раз наименее ущербна, потому что ее нельзя забрать и вывезти. Если землей торговать, нужно ставить целевое назначение. Если она идет под сельскохозяйственную деятельность, то и продавать ее по цели использования на производство продукции. Почему бы и нет? Придет эффективный собственник и будет выращивать урожай лучше, чем мы. А вот что касается всего остального…
- Знаете, я из Павлограда, и у нас очень остро стоит проблема воды…
- Как не знать, я 15 лет проработал в облфинуправлении, в местном хозяйстве… Наслышан.
- Так вот сейчас экологическое общество митингует под стенами госадминистрации, требуя досрочной отставки местной власти. А в свое время, кажется, французские предприниматели предлагали вложить инвестиции в разработку скважин и добычу воды Павлоградского водозабора. Однако власти от их предложения отказались…
- Скажите, ну кому нужна эта вода, кроме вас самих, павлоградцев? Наша вода по качеству не идет ни в какое сравнение даже с той же французской. У нас ценные источники только в Крыму и в Карпатах, все остальные – сами знаете.
- То есть зря французов прогнали?
- Считаю, что зря. Что сделали мы? Мы построили канал Днепр-Западный Донбасс, знаете об этом. Судя по тому, как там складывается ситуация, то не хватает ресурсов на обслуживание затрат, которые необходимы для поддержания рабочего состояния канала. Его построили такой мощности, которой должно было хватить на Павлоград, Павлоградский район, Перещепино, Синельниково, Межевую, Петропавловку, но довели только до Западного Донбасса, до Павлограда, и в итоге это не работает как надо.
- У нас самая дорогая вода в Украине…
- А как вы думали? На водоводе ДЗД стоит столько перекачивающих станций, которые должны тратить электроэнергию, чтобы подкачивать воду и подавать, что оплатить эти огромные суммы просто не могут. Но другого способа нет пока что. Увы.
В Советском Союзе и в первые годы независимости Украины жилищно-коммунальное хозяйство финансировалось государством. ЖКХ само по себе больше, чем все остальное местное хозяйство. Я это знаю как человек, который сидел на финансировании всего этого. Считаю, что это была стратегическая ошибка государственного масштаба – бросить коммунальное хозяйство на произвол судьбы. Если бы мы его каждый год поддерживали в нужном состоянии, то сейчас не нужно было бы восстанавливать и реконструировать, и ломать голову, как выжить.
Я уже говорил, что эмиссионные деньги – это зло, но если уж и проводить эмиссию, то для того, чтобы решать актуальные, наболевшие вопросы, а не растрачивать их на популистские обещания.

- Будем надеяться на лучшее! Спасибо Вам за интересное интервью.

 

Беседовала Алина Молотова

газета "Бегемот" №141 от 02.12.09

Останні публікаціївсі

Газета "Єдиний Центр"всі

Газета "Эдиний Центр"